Фотосессия в стиле Терри Ричардсона

Каждый из нас неоднократно встречал в социальных сетях и на разворотах журналов запоминающиеся фотографии, на которых изображены селебрити в любопытных позах на белом фоне.

Все это работы скандально известного фотографа и клипмейкера Терри Ричардсона, эпатирующего публику уже более 20 лет.

В чём же секрет популярности его фотографий? Как организовать фотосессию в стиле Ричардсона и получить не менее впечатляющие изображения? И, в конце концов, кто такой сам Терри — какая персона скрывается за всеми этими бесконечными провокациями?

 

Немного о мастере фотографии

Терри Ричардсон родился 14 августа 1965 года в необъявленной столице мира Нью-Йорке. Терри воспитывался в творческой семье: его мать Норма была актрисой и танцовщицей, а отец Боб — знаменитым фотографом, успевшим поработать с популярнейшими глянцевыми изданиями «Vogue» и «Harper’s Bazaar». Когда родители развелись, мальчику было всего 5 лет. До 16 лет Терри жил вместе с матерью сначала в Вудстоке, а затем в Лос-Анджелесе. Парень несколько раз менял школы, поскольку частенько участвовал в конфликтах, пропускал уроки, дрался и проявлял грубость по отношению к сверстникам и преподавателям.

В юные годы Терри не намеревался идти по стопам отца в контексте избрания рода деятельности и мечтал стать популярным музыкантом жанра панк-рок. Ричардсон играл на бас-гитаре в нескольких южно-калифорнийских панк-группах, довольствовался первыми плодами популярности и употреблял наркотики. В начале восьмидесятых молодой человек впервые работал в качестве фотохудожника, снимая рокеров во время концертов. Отец Терри не желал серьёзно относиться к работам сына, и это сподвигнуло юношу на семь лет забыть о фотографии.

Поистине звездная карьера Терри Ричардсона началась в 1992 году, когда парень стал снимать ночную жизнь Нью-Йорка, позабыв об увлечении музыкой. Уже через два года его снимки попали в издание «Vibe», а в 1995 году молодой фотограф был приглашен отснять коллекцию Кэтрин Гамнетт.

Фотосессия получилась довольно откровенной: модели в коротеньких юбках, полуобнажённые тела, вызывающие позы.

Съемка во многом определила фирменный стиль Ричардсона, узнаваемый в каждой его работе сегодня. За 20 лет он успел посотрудничать с «Arena», «ID», «Sisley», «Diesel», «Tom Ford», «Gucci», «Harper’s Bazaar» и «Louis Vuitton». Терри даже приложил руку к созданию эпатажных и порой ужасающих образов для Lady Gaga, а также создал восхитительный клип Майли Сайрус «Wrecking Ball». Еще больший интерес к своей персоне он вызвал после фотосета с Бараком Обама.

 

Узнаваемые черты

Какие характеристики фотографий помогают нам понять, что их делал тот самый Терри?

  1. Белый фон.

Фотография должна быть такой, чтобы главный герой и посыл в его глазах и улыбке привлекали к себе все внимание. Замысловатые интерьеры с перенасыщенностью деталей уходят в прошлое: белый фон, как нельзя лучше, демонстрирует самого персонажа и создает некоторую игру контраста.

  1. По-дружески. Откровенно. Без фальши.

Почему Барак Обама в предвыборной гонке доверил создание фотосета со своим участием именно Терри? Да все потому, что Ричардсон умеет на момент съемки превратить звезду любого масштаба в парня или девушку «по соседству».

В объективе Терри все они становятся настолько близкими к «простому народу», что кажется, будто твой давний знакомый приветливо смотрит прямо тебе в глаза. Такой президент однозначно вызывает огромное доверие, поскольку он похож на простого парня, не имеющего никаких секретов и открыто демонстрирующего свои эмоции и намерения.

В то время как глянцевые издания публикуют миллионы пафосных фотографий, где знаменитости изображены в брендовых одеяниях и с заносчивым выражением лица, Ричардсон просит своих популярных гостей выглядеть максимально естественно и живо. Такой неординарный подход к съемке просто не может не цеплять.

  1. Минимализм во всем.

Никаких лишних деталей: важны только те, что передадут настроенческие особенности съемки. Снимая Майли Сайрус, к примеру, Ричардсон ограничился белой полупрозрачной майкой в сочетании с бельем того же цвета и эпатажным красным боди. Барака Обама он запечатлел в свободной белой рубашке и черных брюках – ни намека на официальность. Гага также попала в объектив камеры в белой майке и высоченных ботильонах на платформе. Почему другие фотографы используют так много деталей, авангардных сюжетов и кричащих цветов в процессе создания фото, а Ричардсон ограничивается парой хулиганских элементов? Все гениальное просто: отсутствие нагроможденности позволяет отразить внутренний мир объекта съемки и добавить харизматичности.

  1. Всегда провокация, всегда на грани.

Личные фотоматериалы Терри больше походят на порнографические сюжеты. Он неоднократно страдал от публичного осуждения за свои неоднозначные сеты. Профессиональные съемки Ричардсона, создающиеся для публикации в масс-медиа, хоть и более скромны, все же унаследовали элементы «клубнички». Терри старается снимать «на грани»: действительно, запрещенными для выставления на всеобщее обозрение такие работы не назовешь, но и сдержанностью эти изображения не отличаются.

Полуобнаженное тело, прозрачная одежда, подчеркнутые губы, бюст, не всегда приличные аллюзии – все эти детали умело взывают к первобытным человеческим инстинктам зрителя или читателя, приправляя получившиеся кадры соусом «fashion».

 

Фотосессия и реквизиты

Культовый стиль снимков Терри Ричардсона уже успел повлиять на несколько поколений фотографов и создал современный облик модной фотографии. «Дядя Терри» нарушает традиционные «правила» съемки, используя резкое прямое освещение и тень, будто бы «обнимающую» модель. Рассмотрим подготовку к фотосету и необходимое оборудование, помогающее достичь эффекта «как у Ричардсона».

Методология Терри

Кадр за кадром: вспышки его камеры быстры, динамичны, на фоне частенько играет музыка. Эти детали создают доверительную, расслабленную, приятную и ритмичную атмосферу съемки. Чаще всего Ричардсон пользуется Nikon D3X, Sony DSC-RX100 II и Panasonic DMC-GF1.

Он снимает преимущественно на белом фоне. Это может быть бумажный фон, но обычно это просто стена. Для желающего подобать «старине Терри» подойдет любая кирпичная белая стена или бетонная стена. Модель расположена довольно близко к фону, опирается на него или находится на расстоянии 20-30 см от него. Для Ричардсона чрезвычайно важно, чтобы тень выглядела правильно. Если модель стоит слишком далеко, тень становится размытой, поэтому задумка уже не передается в первозданном виде.

Оборудование и реквизиты

Рассмотрим оборудование, которым чаще всего пользуется Терри.

  1. CB Mini-RC Bracket — это кронштейн, который Терри использует для крепления вспышки на Nikon. Конструкция размещает вспышку прямо рядом с объективом, в то время как рука фотографа остается свободной для регулировки и кастомизации настроек.
  2. 1/4″ Hot Shoe Adapter — вспомогательное устройство для крепления штатива.
  3. Meike MK300 Speedlight — внешняя вспышка для Nikon c регулируемым ручным управлением и прекрасными мощностными показателями.
  4. Yongnuo RF 603II Wireless Triggers — удобный радиосинхронизатор.
  5. Терри Ричардсон чаще всего использует объектив с фокусным расстоянием 50 мм FF.
  6. Если вы когда-либо рассматривали фотокарточки Терри Ричардсона, то скорее всего заметили, что при съемке не применяется практически никаких дополнительных предметов. В большинстве случаев используются монохромные или двухцветные (черно-белые) комплекты одежды. Частенько образ разбавляется одним ярким аксессуаром или вещицей в стиле китч. «Изюминкой» лука могут стать кожаные или латексные элементы одежды или обуви. Терри обожает надевать моделям декоративные очки с прозрачными стеклами и грубой черной оправой.

Образ модели и поведение перед камерой

Терри довелось снимать «разношерстных» персонажей, принадлежащих к различным прослойкам общества. Однако некоторыми визуальными деталями он объединил все фотосеты и придал своему почерку узнаваемости.

1. Стиль Терри настолько гибок с точки зрения гардероба, что модель может надеть все, от высокой моды до уличной моды. Для большинства снимков Ричардсон предлагает моделям что-то хипстерское. Чаще всего это фирменные клетчатые рубашки, джинсы и небрежные белые рубашки, майки и топы.

2. Что касается тенденций в макияже, можно выделить красные губы. В остальном, макияж, как правило, минималистичный и простой, выполняется в чистых оттенках и с акцентом на глазах. Большинство моделей накрашены в стиле «смоки айс». Брови также подчеркиваются, очерчивая глаза и придавая взгляду «поволоки» — этакий «наркоманский гранжевый шик».

3. Никакой претензии на компетентность и профессиональность ни со стороны фотографа, ни со стороны модели. Человек в кадре должен вести себя непринуждённо и естественно, будто находится в гостях у старого знакомого, с которым у него сложились доверительные отношения. Расслабленные руки и ноги, свобода в каждом движении, простор для дурачества.

 

Часто используемые позы и их особенности

Свежесть и спонтанность – необходимо запечатлеть героя кадра в неловкой позе, не скрывать его мнимых недостатков во внешности, продемонстрировать каждую мелочь, кажущуюся поначалу незначительной. Какие позы выбирает «гений запечатления момента» Терри Ричардсон, как его однажды назвал Том Форд?

  1. Портретная съемка и фото по пояс.

Снимая моделей по пояс, Ричардсон просит их принять обычную непринуждённую позу. Это может быть взгляд прямо в камеру, стойка в пол-оборота, открытая улыбка или смех с показыванием языка. Модели могут демонстрировать обнажённый бюст, прикрывать грудь руками, одобрительно поднимать большие пальцы вверх или показывать средний палец. Если на изображении присутствует сразу несколько персонажей, они могут просто встать рядом, подобно компании друзей, как на обычном групповом фото.

Модели могут демонстрировать удивление и восторг, испуг и восхищение, широко раскрывать глаза и рот (как это было у Джареда Лето), хватать себя за волосы, скалиться и плакать, придавать лицу чувственности, делать «виноватый» взгляд – всячески играть с камерой. Высунутый язык иногда символизирует озорную натуру представшей перед камерой личности, иногда – сексуальное возбуждение, своеобразный призыв к действию.

  1. На фото обрезана нижняя треть тела.

Модель может демонстрировать прикрытую руками или обнаженную грудь (как это было у Рианны), заводить руки за спину, либо убирать руки в карманы. Зачастую на фотографии 2/3 модели приспускают брюки или джинсы, показывая голый живот (как у Линдси Лохан). К примеру, Бейонсе на фотографии 2/3, одетая в короткий синий топ и красное белье с принтом, запустила руки в волосы, приоткрывая голую грудь, живот и демонстрируя округлые бедра. Модели могут положить палец в рот, одновременно символизируя порочность и невинность.

Джаред Лето на фотографии 2/3 на фотосессии у Терри появился полуобнаженным в белом банном полотенце, поднимая руки вверх и показывая внушительные развитые бицепсы.

  1. Фото в полный рост.

На фотографиях в полный рост Терри позволяет себе ещё больше хулиганства. Чаще всего модели демонстративно расставляют ноги довольно широко, держатся руками за гениталии или оставляют руки на бедрах. Ричардсон снял Майли Сайрус в откровенных позах, имитирующих те, что люди чаще всего используют во время актов любви. Герои кадра могут стоять спиной к фотографу, изгибаясь в спине и показывая округлости.

Миранда Керр на своей фотографии в полный рост стоит к фотографу полубоком, поднимает одну ногу, держать рукой за соблазнительные ягодицы. При этом ее платье довольно длинное, а туфли «под старину» на контрасте отсылают нас к показам высокой моды. Другое фото Миранды не менее откровенное: девушка стоит спиной к Терри, повернув лишь голову, при этом приподнимает серое расклешенное платье и показывает отсутствие нижнего белья. В той же серии изображений присутствует милая карточка Керр, где она в комплекте пижамного типа с высоким хвостиком на голове скрещивает руки впереди, невинно смущаясь. В этом весь он – Терри Ричардсон – мастер контрастов, демонстрирующий разные аспекты личности моделей!

Подготавливаясь к съемке в стиле Терри Ричардсона, не забывайте, что его фотографии походят на Lo-Fi без намека на профессионализм. Не переусердствуйте с деталями – выбирайте только те, которые подчеркнут индивидуальность модели. Лучше всего ограничиться одним-двумя предметами гардероба/аксессуарами, передающими посыл фотосета и персональные характеристики вашего героя.

Если же вы планируете предстать перед объективом камеры в качестве модели, забудьте о рамках и стеснении. Покажите себя такой/таким, каким вы видите себя в зеркале каждый день. В фотосете в стиле Терри Ричардсона не должно быть надуманных выражений лица, замысловатых образов и неестественных поз. Подумайте о самых ярких качествах своей натуры, не притворяйтесь. Если вы счастливы – озорничайте, смейтесь, двигайтесь, улыбайтесь. Если вам грустно или тяжело – плачьте, злитесь, демонстрируйте оскал, кричите: дайте выход эмоциям и оставьте их на съемочной площадке. Ведь за это мы и любим «старину» Терри – с помощью камеры он умеет вызволить наши души из четырех стен сознания, дать им свободу и праздник бытия.

«Вы не сможете вложить душу в фотографию с помощью техники. Я оживляю свои работы через свежесть восприятия, непринужденность съемки и смелость. Хорошая фотография должна провоцировать, бросать вызов», — Терри Ричардсон.