Правила создания хорошей фотографии: баланс, правило третей, симметрия и другие

Люди, которые никогда не сталкивались с фотографией, уверены, что для создания красивых кадров достаточно качественной техники. Однако в реальности от фотоаппарата зависит не более 10-15% результата. Важно придумать интересную композицию, правильно выбрать освещение и ракурс, соблюсти баланс между объектами, выдержать оптимальное расстояние и придерживаться еще множества правил. Только при таких условиях можно создавать интересные, красивые, запоминающиеся фотографии.

Баланс

Одной из важнейших составляющих хорошего кадра является гармония. Каждый объект должен занимать определенную позицию, находиться в наиболее удачном положении, сочетаться с остальными предметами на фото. Также нужно уравновешивать свободное и заполненное пространство, сочетание цветов. Если не добиваться поставленной цели, то даже самая красивая картинка не привлечет внимание зрителя.

Баланс достигается разными способами. Это могут быть:

— Размер. Габариты главного объекта больше, чем акцентов. Так сразу видно, ради чего делается снимок.

— Контраст. Если воспользоваться цветовым кругом Иттена, то сразу становится понятно, как правильно сочетать цвета и оттенки, чтобы один предмет визуально выделялся.

— Расстояние. Приближение одного предмета автоматически выделяет его для зрителя.

 

Направляющие линии

Важно умело использовать направляющие линии. Иногда они могут быть простыми, как дорога, линия электропередач или горизонт. В некоторых случаях последовательность создается из ряда объектов.

Линия используется в разных целях. Она может подводить взгляд к центральному элементу фото, быть частью геометрической фигуры, создавать «правильное настроение». Обычно фотографы используют прямые или S-образные линии, которые выглядят наиболее гармонично, но при должной фантазии список можно расширить.

 

«Золотое» сечение

Если просто сфотографировать предмет, расположив его в центре фото, то почти всегда кадр не вызовет никаких эмоций. Композиция будет выглядеть скучно. Такой эффект вызывает неправильное размещение объектов. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо соблюдать определенное правило.

Курс геометрии в школе научил нас основам «золотого сечения» фигур. Оно представляет собой гармоничное соотношение между отдельными элементами целого предмета.

Для простоты понимания: мысленно наложите на любой кадр сетку, которая делит плоскость на девять частей — три равны по ширине, и три равны по высоте. В местах пересечения линий находятся зрительные центры.

Именно в этих точках и необходимо размещать основные объекты, которые вы фотографируете. Оптимальным вариантом расположения станет положение вдоль горизонтали или вертикали (в зависимости от формы объекта) или в узловой точке.

Правильное использование метода «золотого» сечения позволяет создавать настроение. Одна композиция, с размещением объектов на сетке, но в разных точках, дает разные акценты, придает фото спокойствие или динамику, меняет главенство предметов.

 

Правило третей

Наложение мысленной сетки на кадр также делит его на три части по вертикали или горизонтали. Для соблюдения принципов гармонии необходимо выдерживать соотношение между главными и второстепенными объектами. Если вы фотографируете человека на фоне неба, то отдавайте фигуре одну треть, а две — небу.


Если делается портретное фото, то треть отдается лицу, а глаза располагаются на точке пересечения линий. На групповом снимке удобно выделать «главных» людей. Например, фото семьи: внуки впереди в нижней трети, дети — в середине, родители — на верхней трети.

 

Диагонали

Диагональные линии, которые просматриваются в кадре, дают больше акцентов, чем простые направляющие. От вектора их расположения меняется настроение. Если линия ведет вверх, то кадр имеет положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение. Направление в нижнюю точку визуально придает негатив, грусть или подавленность.


На впечатление также влияет, куда ведет диагональ. Направление из левого нижнего в правый верхний угол придает снимку ощущение спокойствия, а обратное положение — делает динамичным.

При работе со статичными кадрами применяется иное правило. Проложите три диагонали:

  • От левого верхнего угла кадра через нижнюю левую точку «золотого» сечения.
  • От правого нижнего угла через верхнюю правую точку.
  • Соедините левый нижний и правый верхний угол.

Полученная сетка делит фото на шесть неравных частей. Чтобы правильно соблюсти баланс и композицию, ключевые объекты располагаются на двух самых больших долях.

 

Ведущие линии

Умейте замечать линии в кадре. Забор, корпус автомобиля, граница между песчаным пляжем и морем и другие объекты могут существенно расширить ваши возможности по привлечению внимания зрителя. Если удачно выбрать ракурс, то подобные направляющие будут притягивать взгляд человека к определенной точке. Это позволяет создать мощный акцент на определенном объекте.

 

Симметрия в кадре

Исключением из большинства правил являются симметричные кадры. В этом случае линия разделения располагается по центру. В зависимости от композиции и объектов она может быть горизонтальной или вертикальной. Основной мыслью фото станет не полное совпадение двух частей, а имеющиеся различия. Зритель подсознательно начинает искать мельчайшие нюансы, которые делают кадр гармоничным. Составленный из двух половин, он все равно доносит общую мысль.

Удачными примерами симметрии станут фотографии, где объект отражается в воде или в зеркале. Если вы сделаете кадр, разделив его на три части, то сама идея такого изображения пропадет. Придется выделять больше места для отражения или настоящего объекта, но подсознательно останется ощущение незавершенности.

 

Различные приемы для создания удачных кадров

Кроме перечисленных правил, существует ряд принципов построения фото, которые используются профессионалами. В зависимости от точки зрения фотографа и мысли, которую он старается передать, эти принципы помогут при создании красивых и запоминающихся снимков.

 

Заполнение кадра

Лишнее пустое пространство, которое не несет смысла, способно испортить фотографию. Для зрителя картинка сливается, нет акцента на определенном элементе. Чтобы избежать такого эффекта, используется два способа: увеличение или приближение. Если заполнить кадр первым методом, то перспектива становится более сглаженной, а также просто контролировать или убирать из кадра лишние и фоновые предметы. Второй вариант меняет восприятие, часто используется при портретной фотографии. Максимальное приближение дает эффект превалирования определенного объекта над остальными элементами. Фон становится неважен, взгляд максимально притягивается к переднему плану.

 

Контраст

Для создания акцента можно использовать разные приемы.

Если вы ориентируетесь на окрас, то используйте цветовой круг. Контрастные сочетания располагаются на противоположных концах окружности. Соблюдение баланса цвета легко позволяет выделить основной и фоновый элемент.
Фактурные отличия обладают сходным эффектом. Гладкая поверхность листьев на фоне грубой кирпичной кладки притягивает внимание, дает ощущение гармонии.
Разнообразные формы предметов. В бассейне, наполненном разноцветными мячами, в первую очередь замечаешь собаку, которая кардинально отличается от окружения.

Чтобы правильно использовать контрастные сочетания, необходимо не только подобрать объекты, которые имеют видимые отличия, но остаются связанными единой композицией. Пробуйте менять точку размещения камеры или использовать одно из описанных ранее правил, чтобы показать гармонию разных элементов.

 

Слои

Нужно помнить, что реальность трехмерна. Мы воспринимаем ширину, высоту и длину, однако на фото остается только две грани. Поэтому иногда передний план «слипается» с задним фоном, даже при использовании контрастов. В этом случае поможет глубина. Она позволяет визуально разделить кадр.

Добиться этого можно разными способами. Самым простым является помещение интересного объекта на передний план при расфокусировании заднего фона. Также хорошо себя показывает выделение перспективы. Цепочка из объектов, которые уходят вдаль, за границы фотографии, дают ощущение глубины. Третий вариант — разделение по цвету или оттенку. Мягкие или контрастные переходы дают необходимый эффект.

Чтобы сделать хороший снимок, необходимо много практиковаться. Но без понимания «души» фото, без умения передать мысль или эмоцию, даже самая красивая картинка останется пустой, поэтому не старайтесь строго соблюдать все правила. Умейте отойти от догматов и найти собственный путь, который может привести вас к настоящему искусству.