Фотограф Джордж Харрелл

Великий мастер портретного фото

Существует много жанров фотографии. Один из самых сложных, но самый удивительный это портрет. Он позволяет малейшими изменениями композиции, глубиной и направлением тени, выражением глаз и другими незначительными на первый взгляд штрихами передать эмоцию, создать цельную картину происходящего. Среди мастеров, которые работали в этом жанре, особенно выделяется Джордж Харрелл. Его работы настолько великолепны, что он получил прозвище «Великий Господин Голливудского Портрета».

Становление мастера

Джордж родился в американском штате Цинциннати в 1904 году. Когда парень подрос, то поступил художественный институт Чикаго и занялся живописью. Изначально он не интересовался фотографией, однако пользовался ей как инструментом для запечатления своих работ. Снимки увидел художник Эдуард Стейчен, который посоветовал юному Джорджу обратить пристальное внимание на фотографию. В то время новое искусство переживало рассвет популярности, поэтому приносило больший доход, нежели живопись.

Последовав совету товарища, Харрелл занялся фотографией, много экспериментировал, снимая своего друга Паего Барнса. Со временем работа так увлекла его, что он полностью забросил картины, перебрался в Лос-Анджелес, открыв собственную студию.

Успех пришел к нему спустя несколько лет. Джордж Харрелл сделал ряд удачных снимков звезды кинематографа Рамона Новарро.

Восхищенный актер показал работы своей коллеге Норме Ширер, которая была замужем за продюсером Ирвингом Тальбергом. Женщина попросила Джорджа о фотосессии, которая могла бы передать ее сексуальность и открытость. Результат превзошел ожидания актрисы и очень понравился ее мужу. Итогом стал контракт с крупной киностудией на должности главы отдела портерной съемки.

В 1932 году Джордж начинает работать на себя. Однако слава о молодом таланте уже распространилась по Голливуду, поэтому в его студию постоянно обращались звезды кино. Перед его объективом побывали Грета Гарбо и Рита Хейворт, Джин Харлоу и Кларк Гейбл, Кэрол Ломбард и Мирна Лой, и другие актеры и актрисы мирового масштаба. Многие звезды настолько восхищались его работами, что отказывались сотрудничать с другими мастерами.

После войны Джорджа Харрелл временно остался не у дел, потому что в моду вошли репортажные фотопортреты, заниматься которыми мастер не захотел. Слава вернулась к «Великому Господину» в 1965 году, после выставки работ в Нью-Йорке. К нему снова стали обращаться звезды, которые желали получить фотопотрет работы мастера.

В 1975 году Джорджа Харрелл уходит на пенсию, хотя иногда и соглашается сотрудничать с популярными в то время актерами и музыкантами. Не стало гения портретного фото 17 мая 1992 года, но до сих пор его работы продолжают высоко цениться зрителями и коллекционерами.

 

Особенности стиля и создание снимков

Для осознания масштаба таланта Джорджа Харрелла достаточно увидеть его работы. Это не просто фотография лица, а сжатое в снимок отображение характера. Чтобы добиться такого результата, мастер подходил к своей работе творчески. По воспоминаниям звезд к каждой модели он находил индивидуальный ключ.

Джордж Харрел никогда не принимался за снимки сразу. Еще до начала фотосессии он проводил много времени за беседами с людьми, которые к нему обращались. Так он старался понять характер человека, увидеть не просто лицо, а личность, которая потом будет запечатлена на фотобумаге. В студии всегда играли легкие джазовые композиции, которые помогали моделям расслабиться, настроиться на нужную «волну», позволяли мастеру сосредоточиться на своей цели.

Он всегда добивался идеала. Джордж заставлял моделей не просто принимать определенную позу, а практически проводить комплекс гимнастических упражнений, чтобы увидеть положение, в котором человеку максимально комфортно. Это помогало раскрыть суть снимка, уравнивало внутренне ощущение композиции с его внешним проявлением.

Мастерство Джорджа Харрелла наиболее полно проявлялось при работе с тенями. Он считал свет вторичным фактором, отдавая большую часть сил правильной постановке тени, применяя особенный прибор собственной разработки. Мощная лампа крепилась на подвижном штативе, позволяя подчеркнуть скулы, создать выразительные тени в районе губ и ниже носа.

Он просил моделей использовать минимум косметики. Для достижения абсолюта красоты фотограф вручную ретушировал снимки: прорисовывал на негативах ресницы, добавлял выразительности губам, делал кожу идеальной. Результатом подхода стал уникальный̆ жанр — «фотография очарования», которая стала стандартом для голливудских портретов в 30–40 годов прошлого века.