Фотограф Ги Бурден: жизнь, становление, стиль и особенности фото

Фото в современных глянцевых журналах одинаковы, скучны и не вызывают эмоций. Другими были работы знаменитого мастера прошлого века — Ги Бурдена. Он был гением, который смог показать общественности, что даже рекламные кадры можно превратить в искусство. Этот человек стал революционером фотографии, имел собственный взгляд на мир и умел находить уникальность в обыденных вещах.

Его работы не оставляют зрителя равнодушным. Они внезапно обрушивают на человека водопад эмоций, кадры могут шокировать жестокостью, неприкрытой сексуальностью или заставить задуматься над смыслом, попытаться разгадать историю. Но каждая работа мастера прекрасна собственной, ни на что не похожей красотой.

 

Жизнь и становление гения фотографии

Он родился в 2 декабря 1928 года. Когда ребенку был год, мать ушла из семьи, а он остался с отцом. Через некоторое время мужчина снова женился, отправив сына в закрытую школу-интернат, где тот провел пять лет. После чего мальчика забрали родители отца, которые жили в Париже и владели рестораном.

Хотя за Ги и ухаживали, но настоящей семьи у него фактически не было, поэтому большую часть времени он был предоставлен себе, своим мыслям и увлечениям. У ребенка открылся талант к искусству. Он рисовал дома или в ресторане бабушки с дедушкой, на салфетках изображая прохожих или посетителей заведения.

Когда пришло время поступать на службу в армию, Ги попал в разведывательную службу, которая занималась аэросъемкой в Дакаре. Здесь он получил навыки создания снимков, и после демобилизации устроился продавцом в магазин фотооборудования. Кроме основных обязанностей, он регулярно брал подработку, чтобы скопить средства на покупку собственной техники.

Ги Бурден интересовался работами знаменитых фотографов, но один оказал на него самое большое влияние. По признанию мастера, именно снимки Эдварда Уэстона показали ему, что фотография может быть искусством.

В 1951 году, узнав, что ведущий фотограф Америки Ман Рэй живет в Париже, Ги решил встретиться с ним. Шесть раз он стучал в двери, которые открывала супруга Рэя, прогоняя настырного посетителя, и только в седьмой раз Ги открыл сам фотограф. Парень сумел показать себя, и уже через год была проведена его первая выставка.

В 1954 году он решил попробовать себя в фэшн-фото и отнес снимки в Vogue. Работы просматривала помощник главного редактора. Женщину поразили приемы работы со снимками. Изображенные на них модели не вписывались в рамки, принятые для модных журналов, но работы притягивали внимание. Тогда Ги получил пробное задание, с которым успешно справился и был принят на постоянную работу в Vogue, где занимался фотографией 32 года.

Через время состоялась очередная выставка его картин, но уже тогда стало окончательно понятно, что Ги Бурден будучи великим фотографом, не станет великим живописцем.

В 1961 году он берет в жены Соланж Мари Луиз Гезе, а через несколько лет на свет появляется сын, которого назвали Семюэль. Их брак не продлился долго, и вскоре Бурден уходит к другой женщине. А потом к следующей. У мастера всегда были тяжелые отношения с противоположным полом. Женщины тянулись к нему, любили, но не понимали, что приводило к разрывам отношений и даже трагедиям.

Мастер прожил до 62 лет, умерев от рака 29 марта 1991 года. Он много и плодотворно работал, оказал огромное влияние на мир фотографии, но его последователи и наши современники так и не смогли полностью понять автора.

 

Стиль Ги Бурдена

В формировании мировосприятия мастера большую роль сыграл Ман Рэй, который на собственном примере показал, что фотографу необходима полная свобода. Результат этого влияния можно увидеть в творческом пути гения. В начале карьеры в Vogue его снимки максимально приближены к нормам модной фотографии того времени, но с каждой новой сессией границы дозволенного расширяются.

Автор смело экспериментирует с композицией, смыслом и восприятием. Он полностью сосредотачивается на происходящем, не принимает во внимание желания или удобство моделей, стремится достичь только ему понятной цели. Это приводит к потрясающим результатам, которые мы видим сейчас.

Его работы это гипертрофированные, яркие, живые и запоминающиеся кадры, на которых модель не является центральным элементом, а только инструментом, для создания фотографии с историей. Такой подход позволил работам мастера надолго пережить и редакторов и сами журналы, для которых создавались кадры.

Ги Бурден отказался от явного рекламирования продукта, вместо этого создавая в ограниченном пространстве историю. Его снимки нарративные и атмосферные, они наталкивают на размышления, заставляют зрителя пытаться понять и осознать замысел автора, чем и привлекают внимание.

 

Особенности фото

Мастер был очень требователен к себе и моделям. Его вдохновляла не только идея фото, но и процесс съемки. При просмотре работ создается впечатление, что большая часть элементов снимка добавлена в постобработке, однако в реальности это не так. Например, для фото, где в кадре находятся только женские ноги, он распиливал манекены, добавляя отдельные части в композицию.

В одной из сессий, когда создавалась реклама спортивной обуви, Ги работал над образом женщины-паука. Для этого трех моделей он расположил друг перед другом, на специальном приспособлении. Оно было неудобным, острые края врезались в плоть, но автор никак не мог добиться желаемого результата. После множества попыток одна из девушек не выдержала и отказалась от работы с гением.

Ги умело использовал технику добавления кадра в кадр. Это оживляло работы, создавало ощущение истории. Модели, держащие снимки, меняли фото, позволяли зрителю понять, какие события предшествовали запечатленному моменту. Ги Бурден больше чем фотограф. Он был режиссером, который снимал замершую на мгновение сцену. Его работы напоминают кадры из фильма, вырванные из контекста, но все равно передающие настроение, эмоции и обладающие смыслом.