Хельмут Ньютон: жизнь, стиль, съемки, примеры работ, как повторить

В мире фотоискусства Хельмут Ньютон оставил после себя множество шедевров. При жизни его считали классиком фотографии 20 века. Интересно, что даже сейчас снимки мастера не теряют актуальности, а напротив завораживают зрителей и ценителей обнаженного тела.

Жизнь и знаменательные события в становлении великого фотографа

Всемирно известный фотограф Хельмут Ньютон (Нойштедтер), родился на окраине городка Шёнберг (Германия) 31 октября 1920 года, в обеспеченной семье с еврейскими корнями. Семейным бизнесом была фабрика по изготовлению пуговиц и пряжек, которой владела бабушка будущего фотографа, а управлял его отец. Благодаря этому семья Нойштедтер имела достаток, а Хельмут и его сводный брат по матери Ханс, могли получить многое.

Хельмут в детстве увлекался литературой и зачитывался Стефаном Цвейгом. Позже, в 12 лет, он увлекся фотографией, но родители напрочь запретили ему пользоваться семейным «кодаком» Etui. Поэтому Хельмут копит с карманных денег нужную сумму, и приобретает первую фотокамеру — Agfa Tegnor Box.

Как позже, в интервью, вспоминал сам Ньютон, он решил отснять на первую 8-ми кадровую катушку берлинское метро. На выходе из него, Хельмут увидел радиовышку Funk Turm, посмотрев, что в запасе остался кадр, он навел объектив, слегка склонил его по диагонали и нажал затвор. Проявив пленку, Хельмут Ньютон обнаружил что все кадры были пустыми, а удачным только один — снимок радиовышки. Результат поразил мальчика и он решил сделать фотографию своим призванием.

С 16 лет обучается в фотостудии известной Эльзы Симон.

Уже с 14 лет, Ньютон почувствовал что такое расовые разделения, а уже в 18 вынужден покинуть Германию из-за антисемитских преследований. В это время он работает в Сингапуре портретистом для англоязычной газеты “The Straits Times”. В 20 лет Хельмута высылают с другими евреями в Австралию, где они проходят армейскую службу. В 1946 году Хельмут демобилизуется и получает австралийский паспорт, в котором меняет фамилию с Нойштедтер на Ньютон.

В этом году он открывает фотостудию в Мельбурне и знакомиться с будущей женой актрисой Джун Брюннель. Она сначала подрабатывает его моделью, а после — ассистенткой. В 1948 году Хельмут и Джун венчаются в Мельбурне в Соборе Святого Патрика.

В 50-е — первая фотосессия для австралийского Vogue.

А уже 60-70 года можно считать расцветом фотографического искусства Ньютона в стиле ню и работой в передовых изданиях моды.

1971 — экстравагантный А. Либерман просит Ньютона отснять 45 страниц для американского Vogue. В 70-х годах он продолжит сотрудничество с мировым журналом и создает работы для английского, французского, немецкого и итальянского изданий. Также работает с Playboy, Vanity Fair, Stern, Harper’s Bazaar и другими гигантами.

1975 — первая фотосессия в стиле ню в замке Арканжюс под Биаррицем. А также сенсационная и провокационная фотосъемка “Женщина, смотрящая на мужчину” с открыто доминирующим женским образом.

80-90-е года — съемки знаменитостей и политиков.

1986 — последние съемки Сальвадора Дали для Vanity Fair.

1987 — выпуск ежемесячника “Иллюстрированный журнал Хельмута Ньютона”.

Одно из знаменательных событий произошло в мире фотоискусства в 1999 году, когда Хельмут Ньютон издал фундаментальную, авторскую книгу фотографий “Sumo”. Вес книги составил 30 кг, а параметры были 50 см на 70 см, что вполне оправдывало и стоимость в 3000 $.

В 2000-х проводит выставки и мастер-классы, основывает собственный фонд.

Смерть фотографа наступила в 2004 году, в возрасте 83 лет. 23 января Хельмут Ньютон, выезжая с парковки Chateau Marmont Hotel (Лос -Анджелес), не справился с управлением и врезался в стену. Через час, уже в больнице, фотограф скончался.

 

Отличительные черты фотоснимков Хельмута Ньютона

Хельмут Ньютон всегда оставался больше классическим портретистом, но сам считал себя последователем авангардного течения.

Один из влиятельных фотографов 20 века отдавал предпочтение природе власти. В интервью он признавался, что пытается добиться эффекта, когда обнаженная женщина вызывает у мужчин внутренний страх.

Главные отличия фотоснимков Ньютона:

  • строгость образов и графичности линий;
  • простая и одновременно роковая сексуальность;
  • продуманность мельчайших деталей;
  • обязательное ощущение пространства и свободы в кадре.

В центре снимка всегда была модель, но чтобы отобразить пространство и атмосферу вокруг нее, фотограф любил отодвигать камеру на расстояние и захватывать на снимке периферию.

Даже появление цифровой фотографии не изменило мастера. Он упорно следовал своим предпочтениям и остался верен черно-белому фото. Монохромная эстетика пленила мастера и позволяла передать настроение модели, характер и черты. Скрытый смысл происходящего на фото отражали тени и линии, без отвлекающих цветов и красок. Также это решение могло быть вызвано тем, что Ньютон был дальтоником и не мог различать цвета.

Больше всего Ньютон любил работать с пленками Kodak — черно-белой пленкой Tri-X и слайдовой Ektachrome в формате 6х6.

В работе был перфекционистом и тщательно готовился к каждой съемке, даже если нужно было снять один кадр. Уникальное чувство прекрасного позволяло Ньютону тратить минимальное количество пленки, и не создавать лишних и “пробных” кадров.

Фотограф отдавал предпочтение женщинам высокого роста и плотного телосложения, которые имели выдающиеся очертания.

Хельмут Ньютон создавал как слегка эротичные, так и абсолютно откровенные, провокационные кадры. За это критики назвали стиль его работ — “порнографическим шиком”. Фотографии Ньютона публиковались во всемирно известных журналах — Playboy, Vogue и Elle.

Символьный реквизит и приемы в фотосъемке

Работы Хельмута Ньютона для изданий и коммерции, выполняются в соответствии с требованиями заказчика. И даже если требовалось потратить большие суммы, заказчик был уверен, что нужный кадр будет отснять с первого раза.

Но для личного архива и авторских проектов он любит создавать атмосферные снимки, где главная роль отводится модели, а реквизит представлен по минимуму.

Для фотоснимков Ньютона характерно простое, но завораживающее оформление интерьера или пространства.

Портретная съемка вообще может выполняться без какого-либо реквизита, только модель и некий фон — пейзаж или интерьер.

Чаще всего в работе он использует зеркала, где отображено лицо модели. С его помощью фотограф показывает суть и внутреннее ество женщины.

Для создания опасных и контрастных фотосессий именно Ньютона начал сочетать образы полуобнаженных женщин и крупных собак бойцовых пород. Для одной из обложек New York Magazine он создал снимок, где запястье модели сжимает зубами доберман.

Чтобы придать образу модели расслабленный вид используются кресла и небольшие диваны.

Часто на фото можно увидеть плащи, корсеты и бандажи. С помощью этой одежды фотограф отображал темы БДСМ, проституции, доминирования и вуайеризма.

Также можно для Ньютона характерны образы с ортопедическими шинами, медицинскими корсетами или инвалидными креслами, с потрясающе откровенным макияжем и критично малым количеством одежды.

Тематика подчинения проявляется в использовании седел, ошейников и цепей.

А для отображения свободы самовыражения и пространства Ньютон использует символьные образы открытых окон и пространств.

Интересный факт, в одном из интервью Хельмут Ньютон признался, что ковбои — это его любимые герои. Поэтому в своих фотографиях он любит превращать моделей в ковбоев и использовать оружие в качестве реквизита.

Автомобили используются преимущественно на заднем плане, а не как место расположения модели. Он предназначены для того, чтобы подчеркнуть роскошность образа и властность героини снимка.

Также для фотографий Хельмут Ньютон использует алкоголь и сигареты, которые отображают вседозволенность женщины, а также равные права полов. Яркий пример — это съемка «Женщины, переодетые в мужчин» в 1979 году.

Каждая деталь на снимке мастера имела значение и подбиралась с особой кропотливостью. А все что было на переднем плане являлось символьным и подчеркивало характер кадра.

Поведение и образ модели на фото Ньютона

Тонкое чувство прекрасного и умение раскрыть женскую красоту помогало раскрывать сексуальность в снимках сильных женщин с агрессивной харизмой. Этот фотограф первым запечатлел на своих снимках моделей, откровенно доминирующих над мужчинами.

Его героини были запечатлены как роковые и властные красотки, даже если в обычной жизни о них так нельзя было сказать. Из-за этого в узких кругах Хельмута Ньютона называли “жрецом женской светописи”.

В редких случаях модель изображалась в духа декаданса, или мистического эротизма. Что отображалось, преимущественно в позах модели, ее макияже и одежде.

Интересно, что если самой модели не нравился образ, запечатленный Хельмутом Ньютоном, он, напротив, мог считать фото идеальным. Так на портретной съемке Маргарет Тетчер в 1991 году, она просила фотографа сфотографировать ее улыбающейся. Но Ньютон хотел видеть ее в естественном состоянии. Поэтому он дождался момента, когда Тетчер расслабилась и перестала улыбаться. Позже она назвала снимок одним из неудачных, а Ньютон — лучшим из портретных.

Работа со сложным и противоречивым Сальвадором Дали также была доверена именно Ньютону, и результат оправдал себя.

Умение видеть суть человека заложена у Хельмута Ньютона в жилах и он успешно ею пользовался. Он умел найти идеальный ракурс и открыть искреннее лицо человека в портретной съемке, а также роковое — в постановочной.

Следует отметить, что образы падших женщин или мужчин с низкой социальной ответственностью, также имели место быть. Они часто провоцировали общество и считались не политкорректными, но вскрывали многие пороки.

Позы, ставшие культовыми после фотоснимков Хельмута Ньютона

Фотографии в стиле ню, созданные талантливым и профессиональным фотографом — это застывшая чувственность и эстетический шик, несмотря на общий стиль “Sex Sells”.

Интуитивно понятные позы моделей, говорили о предстоящем действе любовного характера. Но сами любовные сцены фотограф не запечатлевал, были исключительно сексуальный посыл и агрессивная энергетика.

Девушка, стоящая со слегка запрокинутой назад головой — это частая поза в снимках Ньютона, которая подчеркивает сексуальную открытость модели и легкую истому.

Именно Хельмуту Ньютону принадлежит образ девушки в черном купальнике, колготках в сеточку, перчатках и маске заячьих ушек.

Такой он снял Эльзу Перетти на небоскребе Манхэттена в 1975 году, но этот образ считается сексуальным даже 40 лет спустя. Интересно, что портрет, созданный с того же кадра, продан в 2008 году на аукционе Christie’s почти за 80 тысяч долларов.

Зеркальный прием на снимках можно считать визитной карточкой Хельмута Ньютона. Часто он обыгрывает на фото двух моделей, одна из которых стоит к зрителю спиной, а другая лицом. Такая оптическая иллюзия дополняется схожей одеждой, но разными позами. Например, стоящая с опущенными руками, спиной к фотографу, девушка будет “отражена” моделью аналогичного роста и параметров, но в более откровенной позе — с открытыми руками или ртом.

Модели с откровенно подчиненными позами на четвереньках также часто присутствуют на фото мастера. Но вместе с тем, их посыл нисколько не жертвенный, а скорее нарочито умиротворенный, несмотря на позу и реквизит (седло или ошейник).

Фотографии Ньютона часто называют холодными, на них женщины изображены чаще со спокойным взглядом и выражением полной уверенности в себе. Поэтому откровенные и завлекающие позы моделей считываются мужчинами двусмысленно, с подтекстом.

При создании образов вуайеризма Хельмут Ньютон чаще всего использует прием идущей или стоящей спиной модели, у которой несколько поднимается платье, юбка или плащ. Со стороны и по взгляду модели становиться ясно, что ее это не беспокоит и даже устраивает.

При повторении работ автора можно ощутить ту энергетику, которую он создавал на своих съемках.

Обязательно попробуйте воплотить образы и обогатиться новым опытом