Ирвин Пенн (Irving Penn). Великие фотографы

Ирвин Пенн — знаменитый американский фотограф, признанный гений, человек, который создал ряд приемов съемки с применением различных объектов и оригинальных способов создания снимков.

Именно ему принадлежит высказывание: «Съемка пирожного тоже может быть искусством», произнесенная при открытии собственной студии в 1953 году. И это высказывание подкреплялось делом.

Мастер создавал шедевры, используя мусор, мятые сигареты или произвольный набор предметов, которые обывателю кажутся несовместимыми. Его стиль — сложение гениальности, простоты, выверенной композиции и провокационности. Великий фотограф не стремился показать зрителю «вылизанный до бездушности» снимок, не боялся демонстрировать любые стороны модели, даже неприглядные.

Его карьера началась в журнале Harper’s Bazaar, куда он попал еще учеником. На работу Ирвина принял его преподаватель Алексей Бродович, под руководством которого будущий гений постигал азы рекламного дизайна. Закончив обучение, Пенн устроился на работу художественным руководителем журнала Лиги Юниоров, после чего перешел в один из знаменитых магазинов Saks Fifth Avenue, где занимался созданием и реализацией разнообразных рекламных проектов.

В возрасте 25-и лет Ирвин уволился с должности и отправился в Мехико, где в течение года писал картины. По возвращении в Нью-Йорк, Пенн записался на собеседование в Vogue, успешно прошел его и попал на работу к Александру Либерману — знаменитому арт-редактору модного журнала. Этот момент в его жизни можно считать судьбоносным, потому что именно здесь начинается настоящая карьера фотохудожника.

Ирвин имел собственное представление об обложке журнала, однако его коллеги по цеху не понимали и не принимали его идей. Тогда Либерман дал молодому Пенну ценный совет: взять камеру и самому сделать подходящий снимок. Результатом стала обложка Vogue от 1 октября 1943 года, которую украсила работа молодого фотографа. Эту дату принято считать днем рождения гениального мастера.

Ирвину Пенну всегда не хватало инструментов и приемов, которые предлагало фотоискусство того времени. Решением проблемы стали собственные разработки.

Например, он ставил модель в угол, образованный двумя плоскостями, которые имитировали замкнутое пространство. В эти моменты раскрывались натуральные эмоции людей. Одни спокойно относились к композиции, другие ощущали себя в заключении или замкнутыми в капкане.

Ирвин был в числе первых фотографов, которые делали снимки на однородном фоне белого или серого цвета. Применение единственного источника света и отказ от штативов создавал уникальные по атмосфере работы.

Его снимки стали достоянием фотоискусства. Они находятся в крупных коллекциях ценителей, радуют посетителей музеев. Произведения Ирвина Пенна можно увидеть в Нью-Йоркском Музее современного искусства, в Музее искусств Балтимора, Меторолитен-музее, Галерее американского искусства Addison в Андовере.