Ню – художественный жанр, изображающий обнаженное тело (чаще женское). Первые дагерротипы в этом стиле появились во Франции еще в 1840 году – их использовали как пособие для живописцев (в то время запрещалось рисовать с натуры). Художники стали широко использовать фото голых натурщиков для создания своих полотен.
Точнейшее изображение обнаженных фигур на снимках позволяло максимально детально воссоздавать любые нюансы, неуловимые во время работы с живым человеком. Мастерам не приходилось тратить время на перерывы для сна или обеда, необходимые реальным натурщикам.
Первые снимки создавались в студиях на фоне классических для того времени декораций – панно, ковры, античные скульптуры, вьющиеся растения или капители (выступающие части колонн). Огромное внимание ню фотосессиям уделялось аксессуарам. Опахала, зеркала, чулки, жемчуг или платочки присутствовали практически на всех фото.
Фотомонтаж, который изобрели в 1851 году, расширил возможности для фотографов, работающих в этом стиле. В то время активно создавались фото женщин с русалочьими хвостами, сирен и других мифических соблазнительных существ. Несмотря на то, что в современности такие фотографии кажутся примитивными, в них хорошо просматривается нестандартный подход к жанру обнаженного фото.
Во второй половине XIX века, из-за повсеместного распространения искусства фотографии, увеличилось и количество мастеров, работающих в стиле ню. А вместе с тем и количество тяжб в судах, в которых были замешаны как фотографы, так и продавцы снимков. Были нередки случаи, когда предприимчивые авторы предлагали людям платно рассматривать свои коллекции у гостиных дворов и таверн. Их преследовала полиция, потому что снимки обнаженных женщин были оскорбительны для общественного мнения.
Стиль ню – самый неоднозначный в художественной фотографии. Споры о том, где заканчивается эстетика женского тела и начинается откровенная порнография, преследуют ню с самого появления стиля и до наших дней.
В первой половине ХХ века Европа буквально «заболела» этим жанром. Томных барышень на кроватях или креслах заменили яркие танцовщицы кабаре и проститутки. Ню приобрел такую популярность, что даже замужние и чопорные дамы без тени смущения заказывали такие фотосессии для приватных альбомов.
В 20-х годах прошлого столетия произошло восстановление Олимпийских игр, что обусловило появление на снимках атлетически сложенных юношей и девушек.
Сексуальная революция 60-х сделала тему ню обыденной: Playboy и его последователи сформировали стандарты обнаженного женского тела на страницах журналов.
В начале 70-х эротика стала более агрессивной и шокирующей, поэтому люди по всему миру испытывали тревогу, росло недовольство. Поэтому большинство авторов того времени обращались к винтажным снимкам, вдохновлялись работами первопроходцев. Они выбирали черно-белую гамму, работали с формами и светотенями. Они отказывались от современной эстетики в пользу ранних сюрреалистов. Многие фотографы обращаются к теме «подглядывания». Их визитная карточка – разрозненные, расфокусированные и практически засвеченные снимки.
Нагота всегда была в центре искусства: в скульптуре, в живописи и, конечно, в фотографии. Но почему именно в фотографии к изображению обнаженного тела до сих пор относятся довольно неоднозначно? Люди не видят особой разницы между откровенной порнографией, лишенной эстетики, и эротичного ню. Давайте разберемся, чем же они различаются.
Ню характеризуется целостностью и артистичностью:
Части тела моделей скрываются позами, драпируются тканями или едва угадываются за предметами, но обнаженность подразумевается всегда. Основное внимание концентрируется на игре света, выразительности взгляда и позы.
Для порнографических фотографий характерны откровенные позы, побуждающие заняться сексом, призывные взгляды обязательное детальное изображение половых органов крупным планом. Темы для сессий – это, как правило, соитие двух партнеров (или больше) либо «селфисекс». О художественности подачи речь в порно снимков не идет.
MetArt – флагманский сайт сети эротических сайтов, которые исследуют обнаженность и откровенный секс (не путайте с порнографией) с помощью художественной фотографии.
В отличие от ню, где главное внимание концентрируется на целостности образа, снимки Мет-Арта имеют сюжет («я купаюсь», «я бегу» и пр.). Модели подаются всегда четко и соблазнительно.
*- пример МатАРТ
Они выступают в качестве конкретного живого объекта, а не части композиции. Половые органы в Мет-Арте не скрываются. Модели принимают сексуальные позы и соблазнительно смотрят на зрителя. Со светом в этом стиле практически не «играют», достаточно мягкого естественного освещения. Ориентир направлен на эротику, чувственность и артистизм.
Нагота то возвышалась к божественным высотам, то приходила в пучину греховности, заставляя великих мастеров бороться за свободу своего творчества, бросая дерзкий вызов общественным устоям.
Какие бурные скандалы и радикальные запреты вызвало обнаженное тело, изображенное художниками! Сколько веков потребовалось для того, чтобы «запретный плод» превратился в культ времени, отбросив все табу!
Как менялось отношение к женским телам в искусстве:
1. Изначально они изображались с ярко выраженными половыми признаками, поскольку создавались скульпторами для ритуалов культа Матери-Богини.
2. Мастера эпохи Классицизма при ваянии статуй «снабжали» женские тела драпировкой, которая, как ни странно, не скрывала, а наоборот подчеркивала волнующие изгибы фигуры.
4. С приходом христианства тело превратили во вместилище пороков и греховности. Отрицалась его красота и ценность, осуждались сексуальные удовольствия, приветствовались девственность и самобичевание. Женщины в то время изображались исключительно в закрытой многослойной одежде. Несмотря на это, обнаженная натура все равно проявилась в живописи (например, Адам и Ева).
5. В XVII веке «прогремели» известнейшие «рубенсовские формы», которые воспевали стандарты женской красоты того времени.
6. На границе XVIII – XIX столетий обнаженные женщины в живописи, не имеющие отсылки к мифам или преданиям, сопровождались гонениями и травлей авторов. Пуританское общество порицало похоть и не считало нагие тела искусством.
7. На Руси создавать голыми можно было только тех, кто не вызывает сексуального возбуждения – юродивых, к примеру. Русская живопись с отставанием постигала античные традиции любования и восхищения обнаженным телом, отношение к таким произведениям был противоречивым. Однако уже в Серебряном веке к жанру ню художники достаточно часто обращались.
Любование красотой обнаженного женского тела или отрицание его эстетических достоинств – это не только вопрос предпочтения отдельных людей, но и дань эпохе, поэтому отношение к наготе всегда было разным.
В настоящее время в разных странах различное отношение к секс-культуре и к ню фото в частности. В некоторых странах существует образование, которое поддерживает и информирует подростков в этот нелегкий этап понимания своей сексуальности. В других странах и в частности в нашей эта сфера жизни остается закрытой и любые попытки ее проявления в обществе порицаются.
Закончить бы хотелось словами знаменитого ученого: «Единственное извращение — это отсутствие секса (интимной сферы — прим. автора). А остальное — это дело каждого». — Зигмунд Фрейд.
Зигмунд Фрейд, считал, что неврозы начинают формироваться в раннем детстве и продолжаются в будущем, когда у ребёнка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные. Позже это переходит и во взрослую стадию. Так образуется конфликт между влечениями и невозможностью их осуществления, удовлетворения в реальной жизни.
Все мы понимаем, что сексуальная сфера не отделима от человека, поэтому отрицать, боятся и порицать ее просто глупо.